Терминология

В настоящее время в Украине одновременно используется несколько названий для обозначения одного и того же понятия. Такие термины как «торговая марка», «товарный знак» и «знак для товаров и услуг» обозначают один и тот же объект интеллектуальной собственности. Кроме того, иногда ошибочно используют обозначения, полученные в результате смешения этих терминов, как-то: «торговый знак» или «товарная марка» Каждый из вышеперечисленных терминов имеет свое происхождение и область употребления.

Торговая марка – буквальный перевод английского “trade mark” – общепринятый мировой термин, в украинское законодательство впервые введен в 2003 году с принятием Гражданского кодекса Украины. Кодекс дает следующее определение: «торговая марка – любое обозначение или любая комбинация обозначений, которые способны отделять товары (услуги), производимые (предоставляемые) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами».

Товарный знак – термин российского законодательства, применяемый наряду с термином «знак обслуживания». Их определения содержаться в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»: «товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц». В Украине термин товарный знак не имеет нормативно-правового определения, но находиться в широком применении аналогично российскому.

Знак для товаров и услуг – определение украинского законодательства, введенное в 1993 году Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», который действует по настоящее время с многочисленными изменениями. Данный закон определяет, что «знак для товаров и услуг – обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц».

Таким образом, все вышеперечисленные термины определяют один и тот же объект правовой охраны и являются очень близкими синонимами. Поэтому, с нашей точки зрения, все три термина могут находиться в употреблении и при этом полноценно заменять друг друга.

Кроме того, в популярной литературе и бизнес-кругах часто применяют понятие бренд . Этот термин служит для обозначения торговых марок, которые уже завоевали большую популярность среди потребителей, и, на наш взгляд, также может применяться наравне с другими терминами.

тел.: +38 (044) 233-11-99 факс: +38 (044) 457-88-31 © 2005-2018 info@intellect.ua